Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Евгения Подкорытова — тренер в фитнес-клубе в Ревде. Особенный, на других тренеров не похожий. Когда работает с клиентами, постоянно экспериментирует — там резинку повесит, тут «кирпичик» поставит. Учит слышать свое тело и отвечать на поставленные самому себе вопросы. Евгения занимается особым направлением, которое называется «велнес». Мы поговорили в ней о том, как к нему приходят и в чем его глубинный смысл.
«ВЫЙТИ ИЗ «СКОРОЙ» УЖЕ НЕ СМОГЛА»
— Евгения, насколько я помню, еще буквально вчера вы были обычным фитнес-инструктором. Почему и как возникло велнес-направление?
— Все верно, я была стандартным фитнес-инструктором. И приседала, и жать надо было. Тренер же должен обладать заметными ягодицами! Я туда шла, я там была. Мне было интересно, сколько я смогу пожать. Ногами 120 кг пожала. Неплохая цифра для девочки. Пожала, а потом появилось что-то ноющее, тянущее. Это к вопросу о «звоночках». Сначала они позванивают, потом мы соглашаемся, что вот уже месяц позванивает, натру-помажу, ерунда. Расхожусь, нагрузочку уменьшу, потом побольше сделаю. И вот в очередной раз, не сразу после тренировки, а дня через четыре, когда я была на работе, я как стояла, так и ушла… прямо в обморок. Успела сказать, чтобы позвали администратора, а потом меня уже собирали вместе с администраторами и врачами «скорой».
— Прямо в зале?
— Да, прямо на работе, на тренировке. Я решила не мелочиться и красиво так уйти. Но если до «скорой» я дошла сама, то выйти из нее уже не могла. Случилась коляска. Слез не было, было тупое осознание, когда я еду на коляске и смотрю: тут мой клиент, там клиент. Я вроде «здрасьте», но понимаю, что тренер на инвалидной коляске вообще «не смотрится». Еду и думаю: «Я когда-нибудь еще ходить буду?», потому что в голове начинаются прогнозы, что я как инструктор уже всё, хотя делать это безумно люблю. На второй день к вечеру стала немного подниматься, но неуверенно. Первое, что попросила — коврик. Этим страсть как удивила персонал. У нас врачи работают по стандартной схеме: мне, как большинству, было запрещено двигаться. Как только смогла переползти на коврик — по два часа с утра занималась. С каждым днем могла все больше.
— Что это были за упражнения?
— Это была йога и наработки из пилатес. Работала по ощущениям. Если через час-два-три после тренировки двигается лучше, значит сработало хорошо. Вот так плавно, ровно удивляла врачей. Я им задавала много лишних вопросов. На снимках увидела диагноз: грыжа. Это когда ты понимаешь, что надо остановиться, но думаешь: «Ну я же тренер, у меня точно прокатит». Но прокатывает не всегда. У меня вот не прокатило. Выписали меня на четыре дня раньше срока, кстати. Естественно, с рекомендацией бросить работу я не согласилась, но, видимо, в голове настолько все поменялось, и сейчас каждого клиента настолько понимаю… Мне медали не нужны вообще, ко мне такие люди [которые стремятся за медалями] перестали приходить. Я с порога сознаюсь, что не все тренировки даю. Просто потому что людям не желаю того, что случилось со мной. Простые смертные могут этого не прочувствовать. Потому что очень часто путается боль мышечная и боль опасная. Эти вещи путать нельзя, потому что закончиться может нехорошо.
«РЕКОМЕНДАЦИЮ «ЛЕЖАТЬ» НЕ ПРИНИМАЮ»
— Кто сегодня приходит к вам на тренировки?
— С определенного момента стали появляться клиенты, связанные именно с восстановлением, с реабилитацией. Сначала я искала и собирала кейсы, потом информация стала сама приходить, потому что есть запрос. Много училась и учусь до сих пор. А дальше приходили люди и работало «сарафанное радио». Потому что, если человек приходит похудеть, то его любой тренер берет, а если человек приходит, чтобы спина не болела, то это другое. Это немножечко занудно и, наверное, надо было пройти через то, что со мной случилось, чтобы лучше понимать людей.
Если я могу дать какое-то улучшение качества жизни, то я про это прямо говорю. Я стараюсь все-таки прислушиваться к рекомендациям врачей, но в другом ключе. Рекомендация «ляг, лежи и жди, пока старость настигнет» — сразу нет, я ее не принимаю. Рекомендации по исследованиям — это да.
— Восстановление — сложный и долгий процесс. К вам приходят люди с довольно тяжелыми случаями. Например, Сергей Дьяков, пострадавший в аварии в 2010 году.
— В Сергее меня поражает тяга к жизни. Простые люди говорят: «Я не могу два раза в неделю ходить в зал». Им бы один раз взглянуть на человека, который в принципе едва может ходить. Он заново учился ходить и говорить. И сейчас для него каждый старый-новый навык — улучшение качества его жизни. Ему я никогда не верну того, что было, он это знает, но это человек, который упирается и упираться будет до последнего. Я не хирург. Все, чего мы добиваемся, — это все мои знания, мои навыки, мои умения и ваша дисциплина. С Сергеем именно так. Поэтому фразу «я не могу заниматься» я бы заменяла на вопрос «я хочу брать на себя ответственность за свое тело?». Сергей — хочет. Естественно, у него изменения будут. На 100% — никогда. Но качество жизни мы ему поднимем.
— Качество жизни можно «поднять» в любом возрасте?
— Самой возрастной моей клиентке было 87 лет. Представьте, в 87 лет человек пришел в зал! До этого возраста вообще мало кто доживает. Но это была вполне бодрая бабулечка. С порога напугала наших администраторов, сообщив: «Я грубость не люблю!» После первой тренировки попрощались, назначили вторую, и когда она пришла на вторую тренировку, говорит: «Можно я буду вас называть Женечка?». О, дааааааа! Значит, первая тренировка прошла настолько хорошо, что человек остался доволен. Ей ведь врать незачем. Она видит «до» и чувствует «после». Это опять же к вопросу, что мы принимаем «да, не могу» или решаем что-то с этим делать. «Не могу» можно заменить на «не могу сегодня», и вот кто-то останавливается после «не могу», а кто-то приходит. Возраст — не противопоказание. Можно заниматься с артрозом, если не 4 степень, с грыжей, если не обострение. Был опыт восстановления после операции на коленный сустав. Был опыт подготовки к операции на коленный сустав. Есть категория, «сделайте так, чтобы спина не болела». Сначала идет диагностика, много тестов. Смотрим, как человек реагирует на этот тип тренировки, на это сочетание упражнений. И люди «голосуют ногами».
«СРЕДНЕГО ЧЕЛОВЕКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ»
— Люди-загадки случаются часто?
— Загадочные люди — повод поискать, поучиться. Это для меня еще один навык. На самом деле, среднего человека не существует. Допустим, мы вычитали в книжке, что если сделать так, то тянуть будет здесь. А человек говорит: «Пфффф, вообще не то». Начинаешь думать. Моя тренировка выглядит примерно так: окромя стандартных тренажеров, используются еще кирпичики, резинки, коврики. Помогает инженерное образование, выстраиваю векторы. И, о чудо, заработало. Я такая немножечко дотошная касательно эффекта и стараюсь работать все-таки с клиентом в контакте, в связке. То есть «какую-нибудь тренировку» я проводить не хочу. У меня были клиенты, которые говорили: «Давай что-нибудь попроще», они отваливались сами. Тренировку можно скачать в интернете, бесплатно. А вот как сделать, чтобы тут исправилось, а там не испортилось при наличии этого и того — это уже только личный контакт.
— А Женя, которая жала 120 кг ногами, она осталась? Она еще там, где-то, внутри?
— Я просто знаю, что это может стоить очень дорого. Я обратно не хочу. Это была абсолютно моя реакция, моего тела. Это нельзя примерять на всех ни в коем случае. Еще раз — «звоночки» были. Я надеялась на классический русский авось. Будут всегда соревнования по кроссфиту великому и всемогущему, и соревнования в номинации «фитнес-бикини», но я туда не пойду. Это уже вопрос моего выбора. Более того, пройдя через все это, я не могу вести туда людей.
— Но ведь люди разные. Как быть тем, кто просто любит поумирать в зале?
— Кому-то надо, чтобы сломалось. Но рецептов нет. Это именно ощущение доверия себе и внутренних рамок. У кого-то их просто нет либо они беспредельны. У меня тоже были беспредельны. Я могу только сказать, что необязательно учиться на своих ошибках. Если вам удалось вовремя остановиться, то считайте себя мудрым человеком. Потому что либо пан, либо пропал. Либо вы дошли до вершины, либо начали ползти медленно вниз где-то около нее. Кто-то дойдет, а кто-то сломается.
«НЕ ПРОПУСКАТЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»
— Делать-то что? Когда болит — идем к врачу. Но врач же первым делом запретит спортивные нагрузки…
— Вспоминаем первый принцип: не навредить. Процент травм в спорте высок, но у нас не спорт. Это подмена понятий. Фитнес призван восстанавливать. Врачи говорят: «В спорт не лезь», а люди слышат: «Ничем не занимайся». Это вопрос выбора. Можно сказать: «Я не могу сейчас», а можно «Я не могу. Всё». В принципе, клевая отмазка, но насколько вам хочется в этой отмазке жить? Я не согласилась. Но у меня есть люди, которые соглашаются. Был случай, когда пришла женщина с очень большим весом. Мы знаем, что большой вес — провокация для суставов. У нее один был оперирован уже, один надо было к операции готовить, а еще были проблемы с сердцем, потому что нельзя весить трехзначное число килограммов при росте 160 сантиметров. После тренировки я получаю хороший отклик от нее, созваниваюсь на следующий день, она говорит, что ничего не болит, не скрипит, ей лучше… и исчезает. Обычно я звоню и спрашиваю, что случилось. Она говорит: «Я сказала врачу, что пошла в зал». Реакция врача предсказуема. Произошла подмена понятий. Человек говорит, что ему стало легче, но настал священный анабиоз перед человеком в белом халате. Поверили не мне, поверили не своим ощущениям. Она решила слышать не себя, а страх врача. Такой выбор.
— Если клиентов много, если направление благодатное, почему тренеров, занимающихся конкретно реабилитацией, так мало?
— Это сложно. Направление очень эмоционально затратное. Я понимаю, что нужно научиться не пропускать через себя, а оценивать. Но не получается пока не пропускать. Всем хорошо работать с молодыми, красивыми и прикольными. А реабилитация — это не прикольно, это сложно. Возможно, действительно, моя травма меня туда толкнула. Если для одних людей боль в спине — это «ой, просто спина болит, пойду мазаться», то для меня это был вопрос потери профессии, потери заработка, потери того, что я люблю. Вариантов согласиться не рассматривал никто. Что значит бросить? Что значит перестать? Нет, мы сейчас что-нибудь придумаем. Я знаю прекрасно, что может причинить боль в разных ситуациях, и я же не могу пожелать людям это почувствовать. Это жестоко.
«ТРЕНЕР И КЛИЕНТ — ВИЛКА И РОЗЕТКА»
— А нет ощущения, что «дуете на воду»? Что «недодаете» нагрузки клиентам?
— Ну, тут, опять же, кто за чем приходит. Если я «дую» активно, то эти люди не задерживаются. Тренер и клиент — это вилка и розетка. Либо подходите, либо пробуете другую розетку.
— Но ведь обидно, когда от тренера уходят?
— Когда уходят, потому что я задачу выполнила, то это круто. Занималась у меня девушка очень красивая. Бытовая травма — боулинг. Три грыжи в пояснице — жуть и капец. Три года на таблетках. Нам понадобилось чуть больше двух лет. Потом ситуация совпала: я пошла в отпуск, а она попробовала заниматься с другим тренером. Потом сказала, что ей интересен интенсив-тренинг. Но важно, что она слезла с таблеток! То, что врачи не смогли сделать посредством медикаментов, я смогла. И это классно.
— Велнес — это ваше? Нашли себя?
— Это очень мое. Каждая девочка хочет ягодицы, симпатичные плечики, чтобы трицепс не висел, я это понимаю. Просто все можно делать не наскоком, делать мудро. Самое главное — терпение.
Беседовала Надежда ГУБАРЬ
Что такое велнес?
Велнес — концепция образа жизни, направленная на достижение не только физического, но и ментального здоровья, достижения положительного психоэмоционального состояния. В плане тренировок велнес включает работу со всеми мышцами и суставами тела, которые редко «участвуют» в повседневной жизни человека. В результате регулярных тренировок по данному принципу развивается мышечная сила, выносливость, координация, повышается гибкость при работе с телом.
Достоинства:
— прорабатываются все части тела;
— нагрузка на организм распределяется равномерно, задействуются как мышцы, так и связочный аппарат;
— усложнение тренировок происходит не за счет увеличения используемого веса, а за счет усложнения упражнений и заданий;
— велнес подходит для людей всех возрастов с разным состоянием здоровья;
— упражнения и задания велнес-направления не отличаются повышенной сложностью и замысловатостью. Тренировочный комплекс повторяет повседневные движения человека.