Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
В четверг, 23 июля, в зале заседании администрации Ревды было людно. Здесь проходил семинар, организованный Общественным Советом по вопросам ЖКХ. Более двух часов шёл разговор между активными собственниками жилья и приглашенными гостями о необходимости организации домкомов, о полномочиях старших по дому и возможностях их материальной стимуляции, о взаимодействии с управляющими компаниями.
— Хорошо, что сегодня мы собрались здесь не высказывать друг другу претензии, а для выработки схемы взаимодействия общественности и власти на примере решения частных вопросов, — в своем приветственном слове подчеркнул глава округа Андрей Мокрецов. — Встречи Совета и Думы проходят ежеквартально. Не по всем запросам Общественного совета есть положительные решения — мы ограничены рамками законодательства и своих полномочий, но ни администрация, ни Дума не снимают с себя ответственности за сферу ЖКХ, мы всегда открыты для диалога.
Советы утверждены законодательно
О правовой основе организации деятельности Советов многоквартирных домовом рассказал собравшимся Сергей Калашников, председатель Совета по вопросам ЖКХ. Отметим, что Советы домов — недавно заложенная в Жилищный Кодекс структура. Она закреплена Федеральным законом №123 «О внесении изменений в Жилищный Кодекс».
— Государство, видимо, рассчитывало, что будут создаваться ТСЖ — товарищества собственников жилья. Но эта форма надежд не оправдала — не распространилась на все многоквартирные дома. Одно время были старшие по домам, но законодательно они не имели никаких полномочий. Теперь государство обязало собственников создавать Советы домов, — отметил Сергей Александрович. — Там учтены не все права и обязанности Советов, которые бы нам хотелось, но считаю, что это нововведение — шаг вперед.
Сергей Калашников подробно рассказал о полномочиях Советов многоквартирных домов и его председателя и напомнил, что их создание должно быть оформлено протоколом собрания собственников жилья.
— Эти протоколы обязательно нужно сделать и сдать в управляющие организации, иначе Совет будет юридически недействителен, — сказал Калашников. — Председатель должен взять доверенность у собственников жилых помещений, чтобы иметь право подписывать договор управления многоквартирным домом, не собирая общего собрания. Это допускается. Тогда можно оперативно решать многие вопросы и представлять собственников в суде. Я сторонник того, чтобы акты крупных работ подписывал председатель Совета дома. Только в этом случае будет нормальный контроль за расходованием денег. Это разрешено Жилищным Кодексом.
Отдельно Сергей Калашников остановился на нормативной базе, необходимой Совету для работы. Под его диктовку председатели Советов домов, старшие по домам аккуратно записывали названия нормативных документов. Присутствовавшая на семинаре Александра Рудных, руководитель межкомиссионной рабочей группы по вопросам ЖКХ и ТОС Общественной палаты Свердловской области, комментировала некоторые законопроекты, в частности, по начислению платы за общедомовые нужды. ОДН с 2016 года войдет в статью «содержание дома». Особое внимание Сергей Калашников уделил раскрытию информации о работе управляющих компаний — постановление Правительства №731, которое должно быть у всех под рукой.
— Это постановление оказалось слабоватым для реализации. Поэтому появилось постановление №988. Но и это постановление не совсем реализуется, поэтому в прошлом году появился 882-й приказ, — добавила Александра Рудных. — Вот эти три документа надо использовать, чтобы от всех, кто занимается вопросами ЖКХ, требовать необходимую информацию, объясняя, для чего она вам нужна. Я знаю, как иногда относятся к общественникам в управляющих организациях, поэтому необходимо отстаивать свои права.
Позиция УК
Присутствовавший на семинаре Александр Томилов, представитель ООО «Антек», рассказал о личном опыте работы с Советами многоквартирных домов.
— На сегодняшний день не то количество официально оформленных Советов, какое бы хотелось: менее 50%, — сказал он. — Призываю оформить документы там, где Советы уже есть, а остальных — выбрать председателя и Совет дома. Помимо этого в последних изменениях Жилищного Кодекса предусмотрено создание комиссий, полномочия которых определяют собственники на общем собрании: счетные, ревизионные и так далее. Также говорится о том, что Совет имеет право получать вознаграждение, если такое решение будет принято большинством. Это серьезная работа, за которую помимо морального вознаграждения человек достоин и материального.
Затем Александр Томилов подробно объяснил механизм работы управляющей компании с собственниками. По его словам, в течение года обсуждаются вопросы, которые волнуют собственников и УК. Для каждого дома утверждается перечень работ и услуг и размер платы на следующий год.
— С Советом встречаемся неоднократно — ни разу с первой встречи такие вопросы не решались. Но там, где есть Советы, процесс согласования идет быстрее, и не возникает конфликтных ситуаций, — подчеркнул Александр Николаевич. — Обсуждаются также календарные планы и графики проведения работ и отчеты по итогам года. Со многими Советами работаем не первый год. Мы нашли общий язык, и наши встречи начинаются не с ругани и крика.
В конце выступления Александр Томилов озвучил проблемы, которые должны решаться на уровне города. Одна из них — уход за территорией дворов:
— После проведения кадастрового учета и определения придомовой территории многие детские площадки оказались на балансе муниципалитета. Придомовая территория — пять метров от периметра дома. Управляющая компания не имеет права тратить денежные средства, собираемые с собственников дома, на содержание земельного участка, не относящегося к нему. Получается парадокс: муниципалитет не вкладывает деньги, дом не вкладывает деньги. Кто остался «крайним»? Управляющая компания, потому что мы все равно поддерживаем эту площадку, раз ей пользуются жители наших домов.
Андрей Викулов, руководитель новой в Ревде компании «Восток-Запад», добавил, что, действительно, денег муниципалитеты на площадки не выделяют, так как просто нет средств в бюджете.
— Строительство самой дешевой детской площадки, соответствующей стандартам — 160 тысяч рублей. Вот пусть собственники и подумают, где будут играть их дети: на оборудованной площадке или нет, — сказал он. — Такая же ситуация и с тарифами. При обсуждении у нас обычно всё как заканчивается: «Давайте будем платить меньше». Но вы задумайтесь, что на ту сумму, которую вы получите, вас и будут обслуживать. Нет меценатов, которые будут приходить, и вкладывать средства. Другой вопрос — как вы будете контролировать ход работ. Для этого и нужны Советы.
Как снизить плату за услуги ЖКХ
Валентина Медведева, старшая по дому по улице Жуковского, 24, где расположен магазин «Эллис», поделилась собственным опытом работы:
— На мой взгляд, основная задача Совета — делать всё, чтобы снизить плату за услуги ЖКХ. Скажу об экономии, которая образовалась после установки общедомового счетчика на тепло. Счетчик дорогой, стоит 160 тысяч. Управляющая компания «Антек» пошла нам навстречу и мы договорились, что в течение шести месяцев без процентов будем выплачивать эту сумму. На мою квартиру пришлось порядка пяти тысяч. Но за три месяца после установки нам сделали перерасчет и мне вернули три тысячи. Плюс к тому почти на 500-600 рублей меньше мы стали платить за тепло. Кстати, о перерасчетах — мы всегда доказываем свои цифры — в бухгалтерии находят ошибки и исправляют их. Рекомендую всем учитывать особенность домов. К примеру, в нашем находится магазин и территория около него убирается, поэтому мы вдвое уменьшили тариф по уборке придомовой территории. Отказались от замены лампочек — она стоит 12 рублей, с нас берут то 400 рублей в год, то больше. Мы решили сами вкручивать лампочки. Также контролируем весь ход ремонтных работ, проверяем акты. Были случаи, когда находили приписки. Составляли акт, что работы не сделаны и возвращали деньги. Ремонт в подъезде решили провести собственными силами. У нас живут в основном пенсионеры, и нам выгоднее самим покрасить стены, чем платить.
Наталья РАКИНА
Извлечение из Жилищного Кодекса (ст. 161, п.5)
Совет многоквартирного дома:
1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2) выносит на общее собрание в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит Жилищному Кодексу;
3) представляет собственникам предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества;
4) представляет собственникам свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на общем собрании. В случае избрания комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом дома совместно с такой комиссией;
5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества и за качеством предоставляемых коммунальных услуг;
6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников отчет о проделанной работе.