Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Интервью с председателем Общественного совета в сфере ЖКХ – о том, как разбудить жителей Ревды, сделать управляющие компании сильными и зачем первому заместителю мэра нужны сапоги.
Беседовал Евгений ЗИНОВЬЕВ
Четыре месяца назад в Ревде начал работать Общественный совет по контролю в сфере ЖКХ в новом составе. Возглавил его Валерий Гуляков. Мы побеседовали с ним о том, какие проблемы увидели общественники в коммунальной сфере города за время своей работы и какие пути решения этих проблем они предлагают.
ЖИЛЬЦЫ ЗА ИМУЩЕСТВО ОТВЕЧАЮТ, И НЕКУДА ИМ ДЕВАТЬСЯ
— Валерий Васильевич, давайте сначала коротко обозначим – что не так с городской коммуналкой, на ваш взгляд? А потом уже по порядку всё обсудим.
— Если коротко, то первое – пассивная позиция большинства жителей. Второе – отсутствие внимания к работе управляющих компаний со стороны городской администрации. Третье – слабость самих управляющих компаний. Это основное. Но есть ещё много других вопросов.
— На первый взгляд не скажешь, что жители пассивные – не в каждом городе сразу два общественных совета по ЖКХ работают.
— Общественники – это хорошо, но это капля в море. Нужно, чтобы в каждом доме работал свой совет, чтобы был старший по дому. А у нас сейчас – посудите сами: «Антек» обслуживает около ста домов, но официально общими собраниям собственников там утверждено только 38 старших по домам. У ЖСК из 180 домов – около 50 человек. У «Комбытсервиса» ситуация немного иная – у них около 160 домов, официально чуть ли не в 90% домов есть старшие. Но! В этот список они включили как официально избранных председателей советов, так и просто инициативных граждан. Я не уверен, что они все эффективно работают. В «Комбытсервисе» и сами говорят, что в списке есть те, к кому просто обращаются, когда кого-то надо собрать или подписать акты. Конечно, у нас есть ещё несколько ТСЖ по пять-десять домов, управляющие компании из Екатеринбурга тоже работают, но у них немного домов. Мы их пока не трогаем – люди самоорганизовались, и хорошо.
— Понятно, что будет здорово, если самоорганизуются все. Но разве это возможно в нашем обществе? Жилищный кодекс уже 12 лет действует…
— Мы для того и работаем. Жильцы за имущество отвечают, и некуда им деваться. Всё, это факт. А для того, чтобы к жильцам прислушивались управляющие компании, надо создать такие условия, чтобы была ответственность с обеих сторон. Для этого нужны правовые акты между каждым собственником и управляющей компанией. А у большинства жильцов до сих пор договоров на руках нет. В идеале, договор с управляющей компанией должен заключить каждый житель, но допускается и договор в целом по дому, если провести его через общее собрание. У себя в доме мы так и сделали. Я уже четыре года, как вышел на пенсию, меня избирают старшим по дому. В договоре прописаны все права и обязанности, стоят подписи всех собственников. Мы на пятилетку заключили такой договор. После этого управляющая компания делает нам предложение по стоимости услуг. Мы вправе его принять или не принять. Сначала я сам внимательно перечень смотрю. Что-то мы делаем сами, например, моем полы — значит, эту позицию вычеркиваем. Но нам надо сделать что-то другое, например, ремонт в подъезде — мы его включаем. Со своими корректировками я несу перечень в управляющую компанию, мы его обсуждаем, утверждаем. Надо, чтобы каждый дом так же делал. А по итогам выполнения работ должен подписываться соответствующий акт. Управляющие компании неохотно это делают. Им лишь бы кто-то в доме подпись поставил и всё. Но этим тоже должен заняться совет дома. Допустим, по энергетике выполнение работ контролирует один, по мытью полов – другой. Тогда акты, подписанные другими, приниматься в расчёт уже не будут.
Другой момент – общедомовые нужды. Допустим, я по воде показания передал 15-го числа, а другой – 20-го. А разница ложится на общедомовые нужды. Надо договориться, чтобы в один день все данные передавали или один показания со всех собирал и по компьютеру передавал, тогда меньше будут ОДН и меньше будет неразберихи.
ПЕРВЫЙ ЗАМ БЕГАЛ ПО ГОРОДУ В САПОГАХ
— Тема самоорганизации жителей, наверное, вечная и, в общем, понятная. А что, по-вашему, должна делать администрация города?
— На сегодняшний день 80% домов у трех крупных управляющих компаний. Им город с удовольствием это дело спихнул и говорит: «Нам не полагается вмешиваться в дела бизнеса». Я четыре месяца на месте председателя Общественного совета, встречался и общался со всеми управляющими компаниями, у них был, вместе их собирал. По крайней мере, теперь знаю их проблемы. И оказалось, что город, в лице первого замглавы Александра Краева, поначалу их еженедельно собирал. Они отчитывались, им поручения какие-то давались. Сейчас это делается от случая к случаю. Спрашиваю у него: «Почему с ними не работаете?» Отвечает: «Я на них никак не повлияю, зачем мне их собирать?» Вот такая картина, в принципе, неправильная.
— А как правильно?
— Если вспомним советские времена, то первый зам бегал по городу в сапогах — был на всех авариях. Хотя их устраняли ЖКО. Сейчас как? Если житель не скажет тому же первому заму, как те же дворники работают или как трава косится, то он и не узнает. А за город в целом отвечает-то он. Всё отдано на откуп жителям, а город – в стороне, хотя у нас есть два коменданта. Но они вроде бы как в отделе экологии, а управляющие компании – уже не их сфера. За тем, как ликвидируются раскопки или бурьян где-то растет, никто не следит. Я предлагаю администрации загрузить такой работой комендантов. Пускай контролируют. Но сегодня схемы контроля нет. И управляющие компании с этой стороны довольны. Они держат такое количество людей, чтобы экономия была. Что-то выполняют, но не в полном объёме – ведь никто не следит. Поэтому со стороны администрации должна быть рука жёсткая… И потом, нельзя забывать, что у нас около 20 домов вообще без управляющей компании живут – их никто не взял. Город выставил их на аукцион и всё. Люди сами заключают договоры на тепло, воду, нехорошо живут. И администрация ими не занимается.
— Вы в начале разговора сами сказали, что «управляшки» у нас слабые. А какой смысл давить на слабых? Они же от этого сильнее не станут.
— Конечно, прежде, чем давить, нужно создать им условия для качественного развития. Сегодня они не развиваются, хотя некоторые около 10 лет проработали в городе. Вроде бы уже все вопросы разделения жилфонда устаканились, никто позади них не стоит. Если кто-то уйдет с рынка — некому встать на его место, нет таких желающих. Жильцы не платят, долги копятся, управляющие компании не платят «Водоканалу» и ТСК, те в свою очередь не могут расплатиться за газ, электричество. Город выделяет им субсидии, чтобы эти долги гасить. В результате в одном месте ситуацию погасили, а с управляющих компаний эти долги не сняли, они с каждым годом накапливаются. У каждой около 80 млн долг. Если при этом долги жителей под 90 млн, то баланс компании положительный. А если, как у ЖСК, равновесие сдвинулось, компания — банкрот. Это может произойти и с «Комбытсервисом», и с «Антеком». Управляющие компании еле-еле выживают, поэтому стараются делать минимум. По сути, сама управляющая компания сегодня – это только управа. А те, кто обслуживает дома – ремонтники, строители, – выделены в отдельные группы. Чтобы им что-то дополнительно заработать, они оказывают услуги тем же ТСЖ и другим управляющим компаниям. Поэтому организации – жиденькие, материальные базы – хилые. Надо им в этом плане помочь. Может быть, тоже дать субсидии, как ТСК. Может быть, кредиты с меньшим процентом. Надо найти законные финансовые пути, чтобы поднять управляющие компании на определённый уровень. Говорил об этом с главой – она согласилась, что УК надо помогать, может быть, предоставлять гранты, проводить конкурсы. Можно проработать вопрос с Ассоциацией товаропроизводителей, может быть, они выделят средства для приобретения техники, чтобы у управляющих компаний был стимул хорошо поработать. Им не сладко. Не исключаю, что понемногу, может быть, кто-то и ворует, но, в общем-то, они с трудом выживают.
УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ДОЛЖНЫ ВНИКАТЬ В КАПРЕМОНТ
— Так, три главные проблемы вы прокомментировали. Какие еще у вас на повестке?
— Межевание придомовых территорий. Я думаю, что когда его делали, за этим никто особо не следил, отдали на откуп компании, которую по торгам выбрали. Они стандартов придерживались: столько-то метров от дома. Но не учли особенности домов. Хотя перед тем, как они приступили к работе, все управляющие компании дали свои предложения, где сделать границы. Эти предложения не учли, подписали документы. Вот и получилось, что у некоторых домов их же дворы в придомовые территории не попадают. На сегодняшний день в кадастр данные не внесены, мы можем на этом уровне исправить границы. Возможно, надо надавить на тех, кто делал межевание, посмотреть договор, может быть, есть за что зацепиться, чтобы они за свой счёт всё переделали. А ведь хотели уже со следующего года взимать налог на землю за придомовую территорию. Ладно, с области сказали «не торопитесь». Ну, и наше предложение: нельзя этого делать, иначе будет недовольство, потому что одному дому – детская площадка, а у другого – ничего нет. Вопрос по межеванию пока остаётся нерешенным. А отсюда вытекает вопрос по уборке города — в некоторых местах некошеная высоченная трава под снег ушла, бурьян высоченный в центре города, потому что территория оказалась ничейная. Ну что это за декор? Не смотрится он.
— Есть также проблема принадлежности участков сетей на вводах в дом.
— Да, тепловые сети, водопровод, канализация – участки между задвижками на входах в дома и магистралями оказались ничейными. Если по какой-то причине эти участки выходят из строя, управляющие компании делают смету на эту работу, согласовывают с администрацией. А администрация возмещает компаниям эти расходы только по решению суда и неизвестно когда. Этот вопрос не решен в целом по городу. Хотя получается, что участки между домовыми и магистральными сетями – городские. Я не знаю, будет ли их потом передавать кому-то город, но взять они их обязаны. Надо этот вопрос организованно решить.
— А как вы оцениваете выполнение капремонта?
— Я сам был на приемке всех домов. Областной региональный оператор сработал хорошо, и подрядчики нам попались неплохие. Видел, что результат есть – в этом году ремонты идут лучше. Но они идут не в комплексе. Управляющие компании должны больше вникать в капитальный ремонт, дом-то в их ведении, он им потом на обслуживание перейдет. Если качественно всё сделано – компании работы меньше. На откуп жителям весь контроль за ходом капремонтов отдавать нельзя. В управляющей компании – специалисты, они могут указать и подсказать что-то жителям. Компании должны планировать ремонты, участвовать в составлении сметы, они знают «узкие места», а многие работы не входят в перечень, который область утвердила. В рамках капремонта не делают ни подъезды, ни наружное благоустройство. В подъездах, если, допустим, трубу где-то пробили, замажут и всё. Поэтому управляющие компании тоже должны планировать свои работы: надо и подъезды подготовить, и территорию. При нашем разговоре они вроде бы согласились. Но боюсь, что без участия администрации это может не получиться – они должны ставить перед компаниями цели. Может быть, при таком отношении и жители пойдут на увеличение расходов: может быть, где-то площадочку захотят сделать, скамеечки. Но надо это организовать. У нас в совете человек для координации этой работы назначен, но один он ничего не сделает.
— То есть, мы плавно возвращаемся к вопросу самоорганизации собственников жилья…
— Да, как ни крути, а в коммунальной сфере – это основа основ. И об этом нужно постоянно говорить. Думаю, то, что вы делаете в своей рубрике «Район наизнанку», — это очень хорошо. Совместными усилиями надо направлять людей в правильное русло, подсказывать народу, учить его. Я общался с управляющими компаниями, там нормальные люди, которые могут поставить работу на должный уровень, если им помогать со всех сторон. Но если мы не будем с ними сотрудничать, они скатятся до нижнего уровня и будут только его делать. А нам надо вместе благоустраивать город.
ПОЛЕ НАПАХАНОЕ
— Проблемы вы обозначили, прекрасно. А какие конкретные шаги запланировал Общественный совет на ближайшее время?
— Из состава Общественного совета по два человека мы закрепили за управляющими компаниями, чтобы в тех домах, где нет старших, все-таки нашли инициативных людей. Затем надо обучить председателей советов домов. Учёба для них начинается с 4 декабря, по понедельникам и средам. Программу мы уже разработали, договорились, такая работа уже пойдет. Тем, кто будет на всех занятиях присутствовать, документ выдадут. Мы нашли пока помещение для 70 человек. Если желающих будет больше, договоримся о другом помещении.
В совете есть группа по энергосбережению, которая курирует ТСК, «Водоканал». Мы мыслим осуществлять контроль и за работой ГТ ТЭЦ, за формированием тарифа на тепловую энергию и горячую воду. Будем смотреть, насколько обоснованно предъявляют нам счета. В связи с вводом в эксплуатацию ГТ ТЭЦ, возможно, надо пересмотреть тарифы с июля. По линии Думы есть договоренность, они включили этот вопрос в план – будут его обсуждать на одном из заседаний.
Кроме того, мы договорились, что в следующем году рассмотрим на Думе и утвердим комиссию – экспертную группу, которая оценит стоимость услуг по всем управляющим компаниям. То есть, посмотрим тарифы по каждому дому, чтобы из существующего хаоса сделать какую-то ясность, что у этого дома по затратам тариф такой-то. У каждого дома затраты разные, надо посмотреть внимательно эти расценки. Это работа не перспективу.
Много вопросов по частному сектору – и уличное освещение, и дороги, и вывоз мусора. С Мариинска и Краснояра тоже просятся к нам, чтобы мы им помогали. Сейчас с Думой решаем, в какой форме их легализовать, чтобы решать общие вопросы. Там еще поле непаханое.
— Валерий Васильевич, а если я попрошу вас сформулировать задачу Общественного совета в одном предложении, что вы скажете?
— Я считаю, что задача Совета – уравнять взаимодействие собственника, управляющей компании, города, чтобы жителям на пользу оно шло. Не наша работа искать, что, кто, где украл. Если есть сигнал — передадим его в правоохранительные органы. Наша задача — чувствовать житьё всего города, искать пути взаимодействия, а не рубить всех и вся сплеча. У меня подход вот такой.