Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Дом №13 на улице Цветников, который в прошлом году отказались капитально ремонтировать из-за возможного обрушения стены, в этом году опять оказался в информационной повестке. Жители надеялись, что дом признают аварийным, тогда появилась бы возможность расселения. Но, похоже, этого не случится — в пятницу утром к бывшему общежитию приехали рабочие и начали долбить треснувшую стену, заявив, что капремонт возобновится.
История проблемы
В прошлом году дом попал в программу капитальных ремонтов. Работы даже начались, но продолжались недолго: один из углов просто начал отваливаться. Строители попытались остановить разрушение, но все без толку — гигантскую трещину было уже не сдержать. Разлом временно закрепили, а все работы отложили. Этим летом должна была решиться судьба дома — либо его признают аварийным (и тогда жители смогут надеяться на расселение), либо будут пытаться латать.
Во время капремонта выяснилась еще одна проблема — у дома вообще нет канализации. С 50-х годов прошлого века до сегодняшних дней вода и все остальное просто шли под дом. Получается, более полувека люди жили на выгребной яме.
Местные жители при нашей первой встрече утверждали: смутно догадывались, что с домом что-то не так, иначе, с чего его так перекосило. Много лет писали в различные инстанции о своих проблемах. Толку не было: чиновники сначала говорили, что денег нет, потом начали ссылаться на приближающийся капремонт, мол, вот откапиталят дом и будет вам счастье. В итоге стало только хуже.
Только посмотреть
Мы подъехали к дому часов в 10 утра, на тот момент внушительный кусок штукатурки уже был отломан. На улице строители переругиваются с жителями. Последние явно недовольны, что работы начались без предупреждения.
— Они как-то внезапно нагрянули, никому не сказали заранее, — говорит старшая по дому Надежда Кальзова. — Никакого объявления о начале работ не было — ни письменного, ни устного. Я в душевой была, и вдруг стены ходуном заходили. Выскакиваю, кричу: «Вы что делаете? А если бы стена сейчас обвалилась?» Они утверждают, что им только посмотреть нужно.
Больше всех возмущается житель дома, квартира которого находится как раз над душевой, а значит, над местом возможного разлома:
— Вы начали колотить, и эта трещина пошла по моей комнате, а у меня дети маленькие! Что мне сейчас делать? Трещина ведь огромная!
Жители настроены категорично против капитального ремонта, потому что понимают, как только его сделают, все надежды на перевод дома в категорию аварийных, а значит, и их дальнейшего расселения, рухнут.
Дом больше не мокнет
Строители признают, что когда ехали сюда вообще не догадывались, что на втором этаже жилая комната, были уверены, что там еще одна душевая. Но продолбить стену была необходимость.
— Этот дом с прошлого года стоит замороженный, — рассказывает инженер компании-подрядчика «ТриАлСтрой» Анатолий Лукоянов. — В прошлом году мы сделали канализацию, откачали то болото, которое образовалось под домом. Сейчас в доме уже сухо, он больше не мокнет. Маяки, которые мы установили весной, показали, что дом перестал ходить. Но долгая жизнь без канализации и нормальной гидроизоляции сделали свое дело. Вот, посмотрите, он сырой до сих пор. Мы хотим сейчас вскрыть стену, чтобы посмотреть, в каком она состоянии. Но я считаю, что препятствий к проведению капремонта нет никаких. К тому же фонд капитального ремонта нам дал отмашку: якобы, сюда выезжал его представитель, чтобы убедиться — дом можно привести в порядок.
Развалюха с красивым фасадом
Сейчас пока стены оставили в покое. Строители пытаются наладить диалог с жителями, успокоить, заверить, что все будет хорошо. Хотя получается не очень.
— Вы сами-то верите в это? — взрывается Надежда Кальзова. — Я 16 лет здесь живу и знаю, что с этим домом уже ничего хорошего не будет. Я понимаю, вам надо это сделать, получить свои деньги, но вы потом уйдете, а мы останемся в этой развалюхе с красиво покрашенным фасадом.
— Вы столько десятилетий ходили под себя и ничего, — вступает в диалог Анатолий Лукоянов. — Почему вы раньше молчали, что у вас такое в доме творится?
— Мы били тревогу, но на нас внимания вообще никто не обращал. Обращались к [председателю Думы Ревды Андрею] Мокрецову уже в этом году. Он приходил к нам сюда, пообещал дать ответ после того, как к нам придет комиссия. В итоге — ни комиссии не было, ни Мокрецова мы больше не видели.
— Еще раз говорю, стена не обвалится, все будет хорошо.
— Если не обвалится, зачем вы в душевой подпорку сейчас поставили? Значит, все-таки есть сомнения? Сейчас уже стена в туалете выскочила. Дай вам бог, самим пожить в таких условиях!
Кто оплатит экспертизу?
Тем временем к дому подъехала руководитель управляющей компании «Уралтеплосервис» Надежда Шестерикова, которой жители успели позвонить. Оказывается, она тоже была не в курсе, что на доме, который обслуживает ее компания, начались какие-то работы.
— Ребята, так вообще-то не делается, могли бы и предупредить нас, — начинает негодовать Надежда.
— Ну, считайте, что мы позвонили — вот, ремонтировать будем, — улыбается Анатолий Лукоянов.
— Погодите, нам вообще-то говорили, что будет проведена экспертиза, которая покажет, в каком состоянии сейчас дом.
— Слушайте, давайте по-честному, экспертиза стоит 160 тысяч рублей. Во-первых, кто будет за нее платить? Собираемость взносов на капремонт по этому дому никакая. Во-вторых, ну, придут, ковырнут они кладку — ради этого платить такую сумму? Дом «живой», мы это поняли, когда еще сети меняли.
После примерно часового препирательства, строители уехали. Жители остались с развороченной стеной и намерением не давать капремонту ход.
Это будет не капитальный ремонт
Глава депутатской комиссии по ЖКХ Александр Томилов считает, что проблемы можно было избежать, если бы в свое время муниципалитет и Ревдинский метизно-металлургический завод (ныне НЛМК-Урал), которому раньше принадлежало это здание, не допустили несколько ошибок. Его компания «Антек» долгое время обслуживала этот дом, поэтому о том, в каком состоянии находится здание, Александр Николаевич имеет представление:
— В Ревде несколько таких домов, которые раньше были общежитиями. Так вот когда их переводили в статус многоквартирных домов, никаких средств в реконструкцию вложено не было. Это было ошибкой. А еще там нет душевых по паспорту. Да, потом в новых паспортах они появились. Но принципиально они там не предусмотрены. Именно в этих душевых появляются трещины, появляются проблемы. Сырое место сделали в далекие годы муниципалитет и заводы, чьи работники проживали в этих общежитиях. Сделали самостоятельно, совершенно не предусмотрев ни нормальную вентиляцию, ни нормальную гидроизоляцию. Просто взяли и воткнули душ — позаботились о людях. Получается, сами породили эту проблему и с юридической стороны, и с технической. Здание на Цветников, 13 может жить и работать, главное ведь — подход к нему. Но то, что будут делать в этом доме — это не капитальный ремонт, а замазывание дыр. Они ведь просто отремонтируют поверхность стены. Никто ведь не собирается менять кирпичную кладку.
Дом нормальный. У нас таких полгорода
В доме 11 квартир принадлежат муниципалитету. По словам жителей, они неоднократно обращались к чиновникам, чтобы им помогли сделать ремонт мест общего пользования — коридора, душевых и туалетов. Но в ответ получали только отписки.
Сегодня свое видение ситуации представил первый заместитель главы администрации Ревды Александр Краев:
— Когда формировалась программа капремонтов, то туда попали все дома скопом, кроме домов, которые уже на тот момент были признаны аварийными и ремонт которых был нецелесообразен. В программу попали оба дома — и №11, и №13. Но потом №11 был исключен, поскольку наша межведомственная комиссия признала, что он является аварийным. Мы заказывали экспертное заключение, признали на основании его.
Здесь, в доме №13, для включения и формирования проектно-сметной документации на проведение капремонта никаких экспертиз не надо. В прошлом году мы вышли с управляющей компанией к дому, осмотрели его, зафиксировали дефекты. Подрядчики фонда составили проектно-сметную документацию и начали работу. Потом пошли трещины. Строители поставили «маяки» и оставили дом до лета.
Я вчера общался с подрядчиками, они говорят, что была комиссия Фонда капремонтов, которая посмотрела состояние маяков — они никуда не делись. Значит, дом не разваливается и его можно ремонтировать.
Если бы фонд сказал, что дом аварийный, мы бы сами заказали экспертное обследование, получили бы заключение, на основании которого признали бы дом аварийным. Но фонд не нашел оснований для исключения из программы капремонтов этого дома.
Если жители хотят, чтобы их дом признали аварийным, пускай за свой счет организуют экспертное обследование, подготовят экспертизу, убедят нас, что дом подлежит сносу. У меня нет оснований признавать этот дом аварийным. Он нормальный и будет отремонтирован. Работы начнутся после 10 июля.
Им бы ставить вопрос, чтобы кроме фасада и коммуникаций отремонтировали места общего пользования, полы, лестницы, стены побелить. Это можно обсудить. Но для этого нужно хотя бы ко мне прийти. А у меня из жителей этого дома до сих пор никого не было. Поработать с управляющей компанией можно. Обратиться к депутатам, наконец. Ну, что Александр Томилов не помог бы им составить смету, чтобы выяснить, сколько полов нужно отремонтировать, сколько краски нужно? Взять кисти в руки, самим покрасить, в конце концов. Но диалога-то нет никакого.
Тут вопрос к людям. Я понимаю, есть дикое желание переехать. Но нет оснований.
Это нормальный дом. У нас таких домов полгорода. Ну, давайте сейчас всех начнем переселять!
Мы не хотим отсюда уезжать
Жителей такая позиция Александра Владимировича даже несколько обидела.
— Мы не хотим переезжать отсюда, — говорит Надежда Кальзова. — Нам нравится наш дом, нравится здесь жить. Мы находимся в центре города, а здесь уже почти все как родные. Но мы просим администрацию помочь нам с ремонтом мест общего пользования.
Об этом и другом жители говорили на очередной встрече с председателем думы Андреем Мокрецовым, которая состоялась в четверг.
Вот главные моменты, которые были озвучены на встрече:
— Подрядчик восстановит кладку, в том месте, где высыпались кирпичи, но гарантировать того, что стена сохранит свои несущие способности, он не может — это прерогатива экспертов;
— Заказать экспертизу жители могут, но, вполне вероятно, это будут в пустую потраченные деньги, поскольку из-за одной стены никто не признает дом аварийным. Тем более, что установленные маяки показали, что здание не разъезжается;
— Жители крайне заинтересованы в том, чтобы им отремонтировали места общего пользования. По словам Надежды Шестериковой, здесь нужен уже капитальный, а не текущий ремонт. А его за счет средств, который жители платят за содержание жилфонда, не сделаешь. Дому требуется капитальная реконструкция. Андрей Васильевич пообещал заняться этим вопросом дополнительно.
— Жители не против капитального ремонта и сейчас собираются провести общее собрание.
Подробности об этой встрече читайте в следующем номере «Ревдинского рабочего».
Ольга ВЕРТЛЮГОВА