Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Теплые летние деньки вернули на улицы города давно устоявшуюся традицию — прогулки после работы с пивом в руке. Невозможно представить ни один праздник без возгласа «За это надо выпить!» или философского тоста, за который тоже, конечно, нужно опрокинуть рюмку. Без алкоголя в наше время, к сожалению, не обойтись — день рождения превращается в скучное действо, а жизнь становится тусклой и неинтересной. Так считают многие россияне. Мы же привыкли просто наблюдать, как весело и шумно спивается страна. Все ли так радужно и счастливо, когда в нашей жизни есть алкоголь?
Мы продолжаем серию публикаций о «зеленом змие» отечественной культуры — алкоголизме. Об алкогольных мифах, нравственных устоях, роковых ошибках, спиртных безобразиях и парадоксах рассказывает заведующий психиатрическим отделением города Ревда Василий Серебренников.
Кодирование на жизнь
Мы уже говорили о том, что алкоголь, пожалуй, самый «простой» способ справиться с негативным воздействием различных факторов нашей жизни. Поругался с любимой – выпил, на работе проблемы — выпил, день был тяжелый – выпил, вчера в компании погудели классно — надо еще выпить. И вот так постепенно спиртные напитки становятся неотъемлемой частью существования. Если есть возможность, почему бы не выпить! А если нет таковой – изыщем. Зачастую все доходит до того, что «слезть со стакана» становится крайне тяжело. Лечение, по мнению многих, не респектабельно и не эффективно. Отчаявшись вернуть себя или своего родственника к нормальной жизни, устав от пьянок, скандалов и вечного перегара в квартире, мы прибегаем к методу, способному решить проблему алкоголизма махом, — кодированию.
Закодироваться в наше время можно от чего угодно — алкоголизм, курение, наркомания, азартные игры, лишний вес, любовь и многое другое. Кто-то этой методике доверяет, а кто-то опасается. Вся суть заключается в «коде», который вводится человеку на подсознательный уровень во время психотерапевтических сеансов. Видов кодирования существует огромное множество, и все они окружены таинственностью. Странные сеансы, внушающие установку разговоры, «смертельно опасные» медикаменты…. Мы попробуем ответить на вопрос: кодирование — хорошо или плохо?
От рвоты и боли к взлому психики
С точки зрения медицины, кодирование — это ввод информации в сознание человека, имеющей властное, психотерапевтическое значение. Как ввести «код» — дело другое. Тут методы расходятся. Все зависит от врача, который избавляет тебя от алкоголизма, — какие, по его мнению, формы воздействия лучше всего влияют на психику. Начиналась история кодирования в России жестко.
В середине 20-го века применялся эмоционально-стрессовый метод. Ситуация отказа от алкоголя создавалась прямо на сеансах. Как говорится, клин клином вышибали. Для начала изготавливали смесь Стрельчука, состоящую из медного купороса, касторового масла и других ингредиентов. Ее заставляли принять внутрь, да еще и подкожно вводили апоморфин. Все это вызывало сильнейшую рвоту. Как только начинали выходить рвотные массы, пациента заставляли пить водку, брызгали ей на него, сопровождая это выкриками: «Водка мне противна!», «Я не буду больше пить!», «От водки меня рвет!». Все это проводилось в отдельных комнатах, раздельно по половой принадлежности. Полуголые больные лежали на матрасах вплотную друг к другу, перед каждым из них стоял тазик. Потные тела ежеминутно содрогались от позывов к рвоте и издавали соответствующие звуки. А между ними ходил медработник, брызгающий на пациентов водку. От капель спиртного люди шарахались, словно на них кидали раскаленные головешки.
Этот метод быстро изжил себя. Главный недостаток — не учли, что состояние здоровья больных гораздо хуже, чем у здоровых. Во время спровоцированной рвоты у некоторых начинались желудочные кровотечения, возникал гипертонический криз, появлялись осложнения со стороны сердца. Бывали и случаи смерти на сеансе.
Вскоре появилась методика кодирования по Довженко. Она оказалась несравненно более мягкой и давала очень неплохие результаты — люди после нее совсем не употребляли спиртного год, два, десять, а потом ехали на повторное кодирование. Успех методике обеспечивали уникальность и труднодоступность, а также личность Александра Романовича Довженко — этот человек всем своим видом внушал уважение и беспрекословную веру.
Кодирование от алкоголизма по Довженко легло в основу современного лечения. Теперь же алкоголиков не заставляли выпивать всякие средства, вызывающие рвоту, не доставляли физическую боль, а работали с психикой. «Код» ложился в сознание, что пить это плохо. Главный минус — взлом психики, который может в последствии сопровождаться трансформацией личности, появлением негативных черт характера, например, жадности, мелочности, педантизма и так далее. Именно поэтому для больных есть ряд условий:
— полное согласие больного на тот или иной метод;
— отсутствие признаков похмелья или опьянения на этот период (должно пройти минимум два дня с последнего приема алкоголя);
— отсутствие заболеваний, сопровождаемых лихорадочным состоянием;
— отсутствие резкого поражения внутренних органов и систем;
— отсутствие выраженного слабоумия или состояния психоза.
Мифы о кодировании
Эволюция методики породила огромное количество «психических предлогов». Просто взлом психики используется далеко не везде. Теперь, к примеру, популярно стало лечить под страхом смерти — ввести пациенту препарат и убедить, что в случае употребления алкоголя этот медикамент убьет человека. Для хорошего дела все средства хороши. Но среди людей, особенно среди алкоголиков, прижились два мифа: первый — после кодирования человек начинает пить еще сильнее; второй — после кодирования с «головой становится плохо».
Первый миф построен пациентами, которые не имеют психологической готовности распрощаться с алкоголем. Они верят, что после периода воздержания придет счастливое время, когда можно будет употреблять спиртное. Как правило, они этого ждут — когда уже, наконец, можно будет выпить! И по исходу срока кодирования, алкоголики начинают наверстывать упущенное — как говорится, напиваются в «зюзю».
Второй миф также распространяется больными и их родственниками. Они жалуются, что стали раздражительными и конфликтными, появилась бессонница. На самом деле конфликтность, раздражительность и бессонница происходит очень часто после отказа от спиртного. Это один из вариантов абстинентного синдрома (похмелья). Напомним, что под влиянием алкоголя происходит интоксикация организма. Каким-то образом должна же зараза выйти из крови. Поэтому подобные проявления больше напоминают «ломку». Чтобы избежать подобного состояния, стоит принимать препараты, нормализующие настроение и функцию центральной нервной системы.
С точки зрения вреда для здоровья, кодирование от алкоголизма не вызывает последствий.
«Код» алкоголизма
Но кодирование – это лишь временная форма. Человек просто должен отдохнуть от алкоголя, получить время для принятия решения – как жить дальше. Кодирование позволяет понять, что без алкоголя жить гораздо лучше. К сожалению, в нашей стране очень много тех, кому подобный «код» приходится вводить в подсознание. Но есть и те, кто не пьет и не пил никогда. Они «закодировали» себя сами — на примерах родственниках, на знании вреда, на знании последствий. Алкоголики заложить такую информацию в свое сознание не смогли. Именно поэтому кодирование – только начальный этап, за которым должна следовать психотерапевтическая работа. Одного запрета недостаточно — что-то должно измениться в человеке.
Такова российская действительность. Нам тяжело самим себе заложить «код», что спиртное — совсем не развлечение. И окружающая среда нам в этом не особо помогает. Скорее наоборот, нас сознательно кодируют на употребление алкоголя. Рекламные щиты, каждодневные рекламные ролики по телевидению, в фильмах и даже мультиках персонажи обязательно пьют. Даже спортивные мероприятия мирового масштаба спонсируют изготовители пива. Мы ловим все это на сознательный уровень, с каждым разом все больше и больше вбивая вредный «код» в подсознательный. А это — наше все. Сознательный уровень – это горошина, а подсознательный — вся Земля.
Нужно ли кодирование? Нужно, но останавливаться на нем не в коем случае нельзя! Курсы психотерапии помогут человеку избавиться от зависимости, найти успешную стратегию поведения, быть счастливым.
Чтобы не формировать постепенную зависимость от алкоголя постоянным увеличением количества выпитого, лучше научиться психологически справляться с трудностями, используя другие средства. Это можно сделать в психиатрическом учреждении. У нас функционирует групповая психотерапия три раза в неделю с 11.00 до 13.30 часов.
В следующей публикации мы расскажем о сломанных жизнях вследствие алкогольной зависимости. А также, что нужно знать об алкоголизме и как не стать его жертвой.